Путешествия

май 2022 - Москва - Кировск - Мурманск - Санкт-Петербург (Кола) 1 часть

Пролог
Решение о путешествии в Кировск, далее заезд в Мурманск и вообще путешествие по Мурманской области было принято спонтанно. Как показывает практика, все спонтанные путешествия оказываются достаточно успешными, что было и в этот раз. Поэтому если вы планируете съездить и посмотреть на природу Карелии и далее достопримечательности Мурманска, то крайне рекомендую! Другое дело, что особо незачем долго задерживаться, например, в Кировске без специальных увлечений, а именно катание на горных лыжах или сноуборде, чем славится этот город. Давайте обо всём по порядку.

Первая часть. Планы. Почему в Кировск на машине?

План был выехать из Москвы 30 апреля, чтобы 2 мая уже стоять на горе с горнолыжыми инструкторами (обычно я езжу только в подготовленные школы – это экономит время и дает прогресс за недолгие 1-2 недели катания в год, плюс это безопаснее с моей тягой к приключениям на трассах и вне их ). Далее у нас 7 мая заканчивалась школа и в этот же день мы уезжали в Мурманск, чтобы переночевать, посмотреть достопримечательности и выехать в сторону Питера 8 мая, а 9 поздно вечером быть уже в Москве. Выходной 10 мая 2022г был запланирован на то, чтобы отоспаться и потюленить дома. Но вернемся обратно к поездке.
Добраться до Кировска и до Мурманска можно несколькими путями. Первый — это поезд из Москвы, который идёт больше суток. Второе — самолётом с перелётом в аэропорт, либо "Апатиты", который находится буквально в 15-20 минутах езды от Кировска, либо до аэропорта Мурманска (то есть можно прилететь самолётом), либо доехать на автомобиле. 

У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки. Мы выбрали путь с автомобилем по нескольким причинам. Во-первых, мы уже путешествовали на автомобиле на Эльбрус в прошлом году с целью покататься на лыжах – так что путь в 1800 км в одну сторону нам был не страшен. До Кировска маршрут тоже не близкий - чуть меньше 2000 км, а точнее 1950 км . Путь с автомобилем вполне осуществим и имеет свои преимущества: есть возможность посмотреть красоты природы, которыми славится Карелия и Мурманская область: 
  • огромное количество озёр,
  • неповторимая природа с небольшими деревцами, которые растут по краям дороги; 
а также есть возможность заехать в разные города и посмотреть те достопримечательности, которые захочется. Поэтому автомобиль – это в первую очередь про мобильность и доступность. 
У нас была идея не просто съездить в Кировск и покататься на лыжах, а ещё заехать в Мурманск и посмотреть на местные достопримечательности, что мы успешно сделали! В итоге мы успели еще побыть проездом в Питере и посмотреть достопримечательности этого города. К сожалению, мы хотели съездить в Териберку, но сразу скажем, что этот план не удался по двум причинам. Первое — неблагоприятные погодные условия, из-за чего дорога туда была закрыта. Второе — отдалённость Териберки от Кировска и от Мурманска. Соответственно нужно было порядка 1-2 дополнительных дней, а по нашему плану мы не располагали этим временем.

Что касается стоимости, то самый простой и дешёвый вариант — это поезд. Второй по стоимости — автомобиль. Третий — самолёт (конечно, этот вариант зависит от того, в какое время вы покупаете билеты, и не будет ли там специальных акций). Стоимость эксплуатации автомобиля на данном маршруте рассчитывается очень легко: бензин, который платится на заправках во время путешествия и платные дороги. С учётом комфортной трассовой езды с крейсерской скоростью около 100 км/ч и с расходом около 8-9 литров одного бака нам хватало на 700 км, а иногда даже на 800. Соответственно, мы заливали полный бак (около 65 литров) 3 раза на пути в Кировск и 4 раза на обратном пути, с учётом того, что мы ездили в Мурманск. Стоимость одной заправки — это где-то 3,5 тысячи рублей. Легко можно вычислить стоимость всего маршрута. Расход на топливо составляет до 25 тысяч на автомобиль. То есть если вы едите вдвоём, как было в нашем случае, то при расчёте на человека это нужно поделить пополам. В случае с самолётом стоимость билетов была около 16 тысяч на одного. Суммарно дорога вышла бы нам в 30-40 тысяч и это без учета трансфера из аэропорта до Кировска и обратно. 

Вторая часть. Дорога

Поскольку мы отправились в путешествие на автомобиле, то путь был предсказуем: платная трасса М-10 и М-11 до Питера (это 650 км) и дальше автодорога Кола от Питера до Мурманской области. Она проходит мимо Кировска и идёт почти до самого Мурманска. Мы читали разные опасения и отзыва по второй части трассы "Кола" – как будто там могут быть сложности. Это не так. 
В большинстве своём дорога двухполосная, в очень редких местах и на недолгих участках (суммарно всего пару километров) разбита, однако есть ограничения по инфраструктуре этой дороги. Действительно лишь на редких километрах есть шиномонтаж или автозаправочные станции, поэтому всё нужное рекомендуется возить с собой (как обычно – запаска, инструменты) и быть готовым к тому, что можно встать без помощи где-то посередине. Об этом еще расскажу чуть позже, но заранее успокою, что в целом эти опасения не подтвердились.
Что касается дороги до Питера, то мы ехали на первомайские праздники, ещё и днём, когда был повышенный тариф (обычно я люблю путешествовать вечером или даже ночью – свет фар в отражении мокрой или заснеженной дороги на загородной трассе для меня отдельный вид романтики). По освещённым и тем более знакомым трассам, что абсолютно справедливо в случае с трассой до Питера, имеет смысл ехать ночью. Можно выехать примерно в 11 вечера, быть в Питере в 5-6 часов без пробок и еще и заплатить по пониженному коэффициенту, время применения которого сейчас, однако, сместилось. Раньше он действовал с 11, а сейчас включается только с часу ночи. В общем, его тяжело подловить, и, может быть, это того не стоит. Стоимость дороги до Питера делится на 2 участка по 1700-1800 за каждую из половин.
Что здесь можно сказать? Разрешённая скорость на большей части участка до Питера на этой платной трассе составляет 130 км/ч. То есть даже с учётом контроля с использованием камер можно комфортно ехать, то есть идти с разрешённой скоростью около 135 км/ч по GPS, то есть примерно 140 км/ч по спидометру или даже чуть больше. Но (!) в этом случае значительно возрастает расход топлива. При том что если вы едете днём, как было в нашем случае, да ещё и на праздники, и при большой загруженности дорог (на майские праздники туда шёл большой поток, и нам даже на платной трассе удалось постоять минут 20 в пробке!), заправки будут загружены, а их там не такое большое количество. Эта проблема справедлива на пути по направлению в Питер. По какой-то причине инфраструктура из Питера в Москву более подготовлена, но в случае, когда вы едите из Москвы в Питер, на моей памяти там всего 4 заправки. Чем дальше вы отъезжаете от Москвы, тем больше вероятность того, что они были загружены.
В нашем случае примерно через 300-400 км, когда следовало бы заправить автомобиль, если бы не залились доверху в Москве перед заездом на платную трассу, мы бы столкнулись со сложностями - даже на информационных табло висело предупреждение, что ближайшая АЗС перегружена и на ней наблюдается затор. Это было действительно так, но масштаб и ужас этого затора мы оценили только когда подъехали поближе. 
Представьте себе вереницу машин, стоящей в правом ряду платной автомагистрали, где остановка запрещена, но от безысходности они выстроились в один ряд. Примерно секунд 20 на скорости 110-120 км/ч мы просто ехали мимо замершей гусеницы из автомобилей. Там можно потерять огромное количество времени. Наверное, около часа или даже двух, поэтому мы всеми силами старались доехать до Питера на одной заправке. Для этого пришлось применить лайфхак: а именно сбросить скорость со 140 км/ч по спидометру до 110-120 км/ч, то в этом случае расход падает на 2-3 литра на сотню. 
С такой комфортной крейсерской скоростью в 110 км/ч мы почти на сухом баке выкатились с платной трассы и спокойно заправились в самом Питере, где заправок на трассе "Россия" предостаточно - достаточно отъехать буквально 5 км от выездного пункта. Поэтому не гоните, по крайней мере, в Питер, и у вас будет шанс сэкономить больше времени за счёт того, что вы просто не стоите в пробках на АЗС, особенно чем ближе вы подъезжаете к Питеру - ещё раз повторю, что там было несколько заправок, очередь на которые растягивалась на несколько сотен метров или больше. 
Также отмечу, что обратная трасса из Питера в Москву имеет более развитую инфраструктуру и, кстати, приемлемые цены. Памятуя о нашем пути в Питер, на обратном пути мы залили полный бак на Роснефти в Питере (в основном мы пользовались заправками этого бренда на своем пути - чуть позже тоже об этом расскажу). Залились на Роснефти по 52,40 в Питере, а при заезде на платную трассу сразу же идёт несколько заправок Газпромнефти (тоже достойная топливная компания), но при этом стоимость заправки на них была 51,75, что удивительно для платной трассы. Обычно ценник там на 1-2 рубля выше, чем на придорожных АЗС. Это первый лайфхак: на пути из Питера в Москву можно сразу заправляться на ближайших АЗС Газпромнефти, которые находятся на платной трассе,  не нужно никуда сворачивать или искать заправки в городе.
Второй момент: между двумя платными участками М-11 есть соединяющий их бесплатный участок М-10. На нем есть несколько автозаправочных станций, в том числе Роснефти, Лукойла, Shell. Мы заправлялись на Роснефти по самому оптимальному соотношению цена-качество. Стоимость бензина около 51,70 – 51,40, где-то даже дешевле — 50,70. Понятно, что из-за очевидной отдалённости от инфраструктуры больших городов и НПЗ в Мурманской области он был дороже — 53 с копейками. 
На бесплатном участке М-10 есть несколько заправок, который позволят вам долить бензин в автомобиль и идти с той скоростью, с которой вам комфортно, не экономя дополнительные литры на каждой сотне за счёт управления скорость автомобиля, то есть можно ехать под те самые 140 км/ч и без особых очередей заправиться на бесплатном участке. 
Тот же лайфхак справедлив и из Москвы в Питер, но почему-то мы им не воспользовались: я то ли не заметил, то ли не догадался. В принципе, его также можно использовать, а не стоять в очередях на платных участках трассы. Используйте не самую первую заправку после съезда, а 2-3. Благо, что их там несколько. Посмотрите по карте. Яндекс.Карты или 2GIS вам в помощь!

Третья часть. Питер

Остановка в Питере

Гостиницу для Питера мы нашли на сайте 101hotels. Поскольку airbnb и booking не работали в России, то пришлось пользоваться альтернативными сайтами. Основные критерии: 
  • приемлемое место где-нибудь поближе к центру (не совсем на окраине, но в транспортной доступности от центра), чтобы вечером иметь возможность посмотреть достопримечательности и поужинать на Невском
  • недорогое место, поскольку нас интересовало то, что называется Bed & Breakfast: то есть поспать и перекусить с утра. При этом мы планировали выехать рано утром, потому что у нас был дедлайн по приезде в Кировск в 8 вечера (так мы договорились с хозяйкой квартиры). Соответственно, нам нужно было выехать где-то в 5 утра, поэтому на завтрак мы по-любому не попадали, и нас интересовал ланч-бокс
Итак, на сайте 101hotels выбирали отель по принципу "дешёвое размещение на ночь, с кроватью, с индивидуальным душем", чтобы это не был хостел, а желательно приличный отель где-нибудь поближе к центру. В итоге выбрали гостиницу "Охтинская" за 3,5 тысячи на двоих, что достаточно неплохо для Питерского отеля. Туда был включён завтрак, но вместо завтрака, как я уже сказал, мы попросили приготовить нам ланч-бокс для раннего выезда, что они успешно сделали. Кстати, сэндвичи были неплохие!
Остановился бы я в "Охтинская" второй раз? В целом гостиница неплохая, но, конечно, очень сильно напоминают старую советскую «в плохом смысле этого слова»: слабый сервис, длинные бестолковые коридоры, оформление номеров, подтекающая душевая – все это явно не тянет на отель 3-4 звезды. Самым шокирующим для нас был общий балкон между номерами, поэтому если вы планируете остаться на несколько дней и рассчитываете на какую-то приватность, то это точно не выбор. По крайней мере, не выбор номеров на 8 этаже, которые связаны между собой общим балконом. Кстати, очень плохая звукоизоляция. Слышимость из соседних номеров тоже оставляла желать лучшего. Но под наши задачи, чтобы остановиться на ночь и поспать 6-8 часов на кровати, а не в машине, нам было вполне достаточно.
От гостиницы "Охтинская" проблематично добраться до центра на общественном транспорте, но рядом есть стоянка самокатов, либо можно вызвать такси и, например, за 100 рублей доехать до площади Московского вокзала, что мы и сделали. 
Ресторан в Питере, который мы выбрали, из семейства Ginza Project. Назывался "На крыше". Мы забронировали его буквально на час и приехали с другом провести там вечер. Стоимость блюд от 870 рублей. По соотношению цена-качество ресторан однозначно не дотягивает до своего уровня. Не понравились и шумные многолюдные залы. Не очень уютно в плане интерьера. Долгий приём заказов. Одним словом, за свои деньги ресторан не оправдывает ожидания, да и вкус блюд не дотягивал до уровня 900 рублей. Перекусили без каких-либо изысков с вином, оставив там почти 8 тысяч на троих. 

Дорога до Кировска

Для того, чтобы к 8 вечера попасть в Кировск, мы вставали в 5 утра. По расстоянию это около 1250 км. При средней скорости 100 км/ч — это 12-13 часов дороги с коротким остановками и заездами на заправки. В 6:30 благополучно выехали из Питера без пробок, «встали» на трассу. Дальше основной задачей было разобраться с заправками, поскольку, как я уже писал, нас пугали, что, во-первых, на трассе "Кола" присутствуют продолжительные места, где просто нет заправок, и можно остаться без бензина. Во-вторых, что это в принципе немноголюдная трасса без особых инфраструктурных удобств в виде шиномонтажей и каких-либо сервисов, поэтому надо быть осторожным. 
Если второй вопрос оставался для нас непонятным до самого конца пути, но все опасения под конец дороги развеялись, то с задачей выбора заправок мы озаботились с самого момента выезда из Питера: посмотрели, где есть максимальное расстояние и старались заправиться как можно позднее, чтобы к Кировску иметь запас хода. Вообще в Кировске и Мурманской области с заправками всё достаточно хорошо. Другое дело, что топливо там стоит дороже, чем в Москве и тем более в Ленинградской области (около 53,20). 
Мы выбирали заправки Роснефть. Как нам показалось, они были самыми многочисленными на трассе "Кола", имеют программу лояльности для кэшбека, а также адекватные цены. Ближайшая к Питеру заправка, после которой есть достаточно длинный перегон порядка 400 км, была в селе Паша. Населённый пункт Паша находится за Новой Ладогой и имеет мост через реку. В общем, его не пропустить. Заправка Роснефть на противоположной стороне дороги: там двухполоска, и на ней легко развернуться. Там же мы спросили у заправщика, где находится следующая заправка и есть ли какие-то сложности с заправками на трассе "Кола", на что он порекомендовал нам заправиться у населённого пункта Пушной. Действительно после Пушного примерно 400 км трассы, где заправок нет, а до него от «Паши» - 560 км, что вполне приемлемо.

Мы заправились в Паше́ и отправились в путь. Дорога двухполосная. Мы выезжали на рассвете, то есть уже было светло. В целом трасса сделана хорошо. Претензий к дорожному покрытию нет. Его и не было фактически до самого конца дороги "Кола". Единственное место с ремонтами, которое нам встретилось, обозначено на карте ремонтными работами. Это участок буквально 10-20 км, где просто переделывают дорогу. Ещё был небольшой участок на 5 км около какой-то ГЭС, где были выбоины на дороге. В остальном дорога достаточно ровная, несмотря на то, что там постоянный трафик легковых и грузовых автомобилей (вот умеют же делать!).
На майские праздники трафика было немного, поэтому мы ехали без проблем, обгоняя попутные грузовые автомобили через хорошо сделанные уширения дороги. В среднем поток как раз идёт со скорость 100 км/ч. Кто-то едет "на все бабки", но можно поставить машину на круиз-контроль и не тормозить в принципе. 
Стоит ли чего-либо опасаться на трассе "Кола"? В целом, да — не заснуть или не потерять управление, наслаждаясь красотами Карелии и Мурманской области в виде озёр, природы, неба, шикарных видов с вершины очередного холма на извивающуюся дорожную нить. Например, помните о том, что после Пушного есть перегон до границы Кировской области, где физически нет заправок? Так это потому, что там очень много озёр. В остальном всё отлично едет, и никаких сложностей нет.
Реальная проблема, которая есть на трассе "Кола" — это отсутствие инфраструктуры, и сотовой связи в отдалении от больших городов. Там действительно не то, что нет Интернета, но там нет даже сотовой связи, поэтому если будете путешествовать, то заранее накачайте карты и будьте готовы, что в какой-то момент вы не сможете даже позвонить. Связь восстанавливается при подъезде к большому населённому пункту. Конечно, там не всегда берёт тот же LTE, но Edge, 3G или хотя бы просто сотовая связь появляется.

Кстати, альтернативой путешествия на север из Питера по дороге "Кола" является дорога через Сортавалу с объездом Ладожского озера с западной стороны. Этот маршрут длиннее примерно на 200 км и, более того, этой дорогой мы уже ездили в прошлый раз, поэтому выбор однозначно упал на более короткий маршрут по "Коле".

Квартира. Жильё в Кировске

Подъезжая к Кировску, на самом въезде в город  мы заправились, спеша к хозяйке, у которой мы сняли квартиру на всю неделю. Квартиру мы искали на нескольких сайтах, в том числе через Авито, через сайт sutochno.ru или «дом в наем». Выбирали квартиру по принципу максимальной близости к курорту «Большой Будъявр», на котором мы катались. Большинство отдыхающих собираются именно здесь, на северном склоне, где есть два подъёмника.
Итак, критичными критериями выбора жилья для нас были: 
  • близость к горе;
  • наличие стиральной машины, потому что мы катались на горных лыжах и предполагали стирать потную одежду после интенсивной "каталки";
  • обращали внимание и на оформление и дизайн ремонта квартиры. Чем красивее она смотрелась на фотках, тем выше ценилась в наших глазах.
В итоге оказалось, что примерно за неделю до поездки на майские праздники, все квартиры с приличным ремонтом, хорошими фотками и за приемлемую цену были разобраны. Остались квартиры по более высокой цене и более отдалённые от горы.
Плюс были варианты с отелями, но, во-первых, количество отелей в самом Кировске сильно ограничено. Их всего 2 или 3. Гостиница "Северная", которая имеет максимальный уровень сервиса из всех гостиниц в городе, слишком дорогая. Это явно не вписывалось в бюджет. Одна ночь там может достигать 10 тысяч рублей, хотя говорят, что там хорошие завтраки за 500 рублей, шведский стол, на который можно прийти любому, даже не живущему в гостинице. 
Хостел однозначно не подходил нам под наши критерии — хотелось уединения. Поэтому мы нашли квартиру из оставшихся доступных вариантов по стоимости 3100 за сутки. Из бонусов, которые оказались у нашего варианта: расположенность в том же доме, что и Пятёрочка. Это самый популярный универсам в Кировске, и кстати, с достойным выбором продуктов, хозяйственных принадлежностей, пива, вина по нормальным ценам. Правда, алкоголь почему-то продают до 9 вечера, но для нас это не было критичным фактором.
Сам городок Кировск небольшой. Его в принципе можно пройти пешком где-то за час из одного конца в другой, поэтому удалённость от склонна тоже не является чем-то критичным фактором при выборе квартиры или отеля. Такси до склона со спортинвентарём будет стоить 100-150, в худшем случае 250 рублей. Вызывается либо через сервис Яндекс.Такси либо InDriver. Второй сервис работает даже лучше. До склона ребята часто ездили на этом такси. Мы ходили пешком. Наша квартира располагалась в километре от склона. Это 15-20 минут ходу.
Особенностью Кировска является то, что может показаться, что в квартирах не очень качественная вода. Местные жители говорят, что воду из холодного крана можно пить, так как она горная, чистая. Но мы не рискнули делать это и покупали 5-литровые баклажки с питьевой водой. Горячая вода имеет специфический запах, как будто это сероводородные источники. Опять же говорят, что это из-за водонагревательных сооружений, которые подогревают воду перед подачей в кран. Мыться ей вполне безопасно. Вопрос не в качестве воды, а в запахе. 
Чуть лучше вода в районе Титан Кировска, но это по отзывам живущих там людей, мы сами эту информацию не проверяли. Если для кого-то критичен запах от горячей воды, то лучше жить не в основном Кировске, а либо в Апатитах, либо в районе Титан на выезде из Кировска. Апатиты мы не рассматривали несмотря на то, что квартиры там могут быть дешевле – ведь для нас была критичная транспортная доступность и мы не хотели тратить 20-30 минут в дороге с утра и вечером, возвращаясь в квартиру. Тем более что раз мы катались с горнолыжной школой, то было удобнее собираться в центре Кировска в пешей доступности 10-15 минут от любого района.

Кстати, сама дорога от Апатит до Кировска — это, наверное, самый худший участок на всём участке дороги даже от Москвы до Кировска, потому что там ограничение скорости 40-50 км/ч и полотно сильно разбито. В общем, выбор жить в Апатитах или Кировске был очевиден.

Каталка в Кировске

В плане каталки в городе есть три подъёмника. Это так называемый "25-ый километр" (Кукисвумчорр). Это склон с бугельными подъёмники и хорошо продуваемый ветрами. Он однозначно только для опытных райдеров, который умеют ездить и по льду, и подниматься на бугелях. В итоге мы ни разу туда не съездили из-за погоды и нежелания «бороться со склонами». 
Второй подъёмник находится в центре города. Это "Северный склон" или «Большой Будъявр». Здесь основной подъёмник, около которого собираются гости. С него можно спуститься на лыжах к так называемому "Южному склону", который находится с другой стороны горы. 
Итак, третья зона катания — это "Южный склон". На самом деле, ближе к нему находится район Титан на выезде из Мурманска. Говорят, что там и квартиры стоят дешевле, и более качественная вода в самих квартирах. Но от Титана до Южного склона всё равно нужно ехать либо на машине, либо на такси, что не всегда удобно. Нам было удобнее дойти пешком и находиться в пешей доступности от всех основных объектов города.

Ски-пасс для катания покупается через сайт или приложение, которое называется BigWood. Одноимённое приложение можно найти в основных магазинах: и в Google, и в AppStore. Покупая ски-пасс онлайн, а не в кассе самого BigWood, можно получить скидку, чем мы непременно воспользовались по рекомендациям инструкторов: заказываете ски-пасс на сайте в этот же день или накануне, выкупаете его с помощью карты, приходите на склон и тут же распечатываете без очередей в киоске за несколько секунд.


Инфраструктура Кировска. Что делать в Кировске?

В Кировске есть ограниченное количество заведений. Большинство из них мы искали на TripAdvisor. Два ресторана стоящие к посещению — это "Перец" и "Тарелка". Мы были в "Перце".

В "Тарелке" не удалось забронировать столик, поэтому полагаемся только на отзывы наших друзей, который не в первый раз посещают это заведение и хвалят его.
Следующий по популярности или, наверное, ещё более популярным является "Бар Баревич". Один из них — это Apres-Ski Бар прямо у подножья северного подъёмника BigWood. Второй — бар в городе. Многие любят собираться там. Нам не очень понравился "Бар Баревич" и мы не станем рекомендовать его, непонятно, почему его так любят. Выбор напитков ограниченный и в основном Питерского завода. Выбор блюд также ограничен. В первую очередь, это бар, где можно собраться и выпить, но нам не понравились ни спиртные напитки, ни коктейли, ни еда, которая там среднего качества и по завышенным ценам. Например, мы брали лосося, и он оказался пересушенным. Пересушенный лосось за 1000 рублей как-то не укладывается в оценку "Отлично" или даже "Хорошо", поэтому в "Бар Баревич" мы больше не ходили.
Из других заведений также отмечают неплохие ужины в гостинице "Северная". Ценник там Московский, выше среднего, но зато качество еды также на высоте, но туда мы не добрались, потому что посещали другие заведения. Были в "Перце". Понравилось и обслуживание, и качество блюд, и достаточно разнообразное меню. Уровень цен тоже Московский, но средний. Может быть, чуть выше среднего, но зато есть и рыба, и морской ёж, и даже крабы, но нам не повезло. Крабов не было именно в тот день, когда мы пришли из-за того, что накануне была занесена дорога до Териберки, откуда поставщики привозят этих крабов (по крайней мере по словам официанта ресторана).

Уже позже, когда мы были в Мурманске, нам порекомендовали ещё один ресторан, который назывался "Бардо". В него мы зайти не смогли — узнали о нём слишком поздно. Но говорят, что это тоже очень достойное место.

Из достопримечательностей Кировска можно также отметить здание советского железнодорожного вокзала.
Больше ничего в глаза не бросилось и по местным описаниям не нашлось. Местные вообще почему-то говорили: "Нечего тут делать!". Хотя доля правды в их словах есть...

Но в любом случае, конечно же, надо через знакомых искать продавцов крабов. Нам повезло - почти по полкило нежнейшего мяса мы сварили на "квартирнике" и пытались доесть потом несколько дней (столько много его было!).

Продолжение 👉 во 2 части
2022-05-15 16:33